Психология инвалидов и ее особенности

Психологические особенности инвалидов и людей пожилого возраста

Категории нормы и патологии, здоровья и болезни выступают основными векторами, задающими систему восприятия и критерии оценки состояния человека в клинической психологии. Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего (актуального) и постоянного (обычного) состояния людей. С понятием нормы в нашем сознании тесно связано состояние здоровья. Отклонение же от нормы рассматривается как патология и болезнь.

Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей, тогда как болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т. е. как особый случай здоровья.

В определении болезни существуют две точки зрения :

1) болезнь есть любое состояние, диагностированное профессионалом;

Среди различных групп населения в современной России остро нуждающихся наряду с материально – экономической поддержкой в социально – психологической помощи, выделяются, пожилые и инвалиды. Это наиболее социально уязвимые, слабозащищенные слои населения.

Свыше 500 миллионов человек в мире являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств. Они должны пользоваться теми же правами и возможностями, что и все другие люди. Зачастую они не могут вести полноценный образ жизни из-за существующих в обществе социальных и физических барьеров, препятствующих их полноправному участию.

Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти.

С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия. Часто формируется комплекс неполноценности.

По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом у них формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства.

Наиболее тяжело переживают инвалидность лица, внезапно потерявшие слух, зрение и воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных состояний, психозов. Это особенно выражено у детей-инвалидов с неправильным воспитанием и выявляется при описании ими модели своего будущего.

В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка, либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит ее.

Такой фактор, как включенность отца в воспитание ребенка-инвалида, значительно влияет на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто испытывают дискомфорт в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие обществом и подверженность феномену отчуждения в собственной семье.

Старость — это в первую очередь биологический феномен, который сопровождается серьезными психологическими изменениями. Современные биомедицинские исследования доказали, что старение представляет собой биологический процесс, присущий живым существам, возникающий не в результате истощения энергетического потенциала организма, как считалось ранее, но как логический этап реализации программы его роста и развития

Старики реже обращаются к врачам, чем люди среднего возраста, относя свои болезни к возрастным особенностям. Но это лишь напускное безразличие, в глубине души старики всегда обеспокоены возникающими недомоганиями, расценивая их как признаки приближающейся смерти

Образ жизни в старости построен на привычках, повторяющихся действиях, которые дают старикам ощущение стабильности, некоторую онтологическую гарантию. Старики страшатся любых изменений, так как они не уверены, что смогут адаптироваться к новым условиям, и видят в них «только разрыв с прошлым, а не устремленность в будущее»

И.Кон приводит классификацию типов старости, в зависимости от характера деятельности, которой она заполнена.

1. Первый тип — активная, творческая старость. Люди расставались с профессиональным трудом и продолжали участвовать в общественной жизни, живут полнокровной жизнью, не ощущая какой либо ущербности.

2. Второй тип старости также отличается хорошей социальной и психологической приспособленностью, но энергия этих людей направлена главным образом на устройство собственной жизни — материальное благополучие, отдых, развлечение и самообразование, на что раньше не доставало времени.

3. Третий тип, в котором преобладают женщины, находит главное приложение силы в семье. Им некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двух типов.

4. Четвертый тип — люди, смыслом жизни для которых стала забота о здоровье, которая стимулирует достаточно разнообразные формы активности и дает определенное моральное удовлетворение. Однако эти люди склонны преувеличивать значение своих действительных и мнимых болезней[9].

Все эти 4 типа старости И.Кон считает психологически благополучными, но замечает, что есть и отрицательные дезадаптационные типы развития. К таковым могут быть отнесены агрессивные старые ворчуны, разочарование в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники.

Приятие собственного старения есть результат активной творческой работы по переосмыслению жизненных установок и позиций, переоценке жизненных ценностей.

Именно этот возраст и есть то время, когда утверждается мысль завершить жизненную программу каким-то обобщением, подведением итогов. Положительная оценка предусматривает установление приемлемых рамок и объема повседневной новой деятельности, а удовлетворение жизнью связано с положительным отношением к собственному старению как времени, когда возможно, в силу внутренних потребностей, переосмыслить свою прошлую жизнь с учетом того, что нового в ней, по старым меркам, уже ничего не будет.

Психологические проблемы инвалидов

4 минуты Ирина Смирнова 2403

  • Психические состояния людей с ограниченными возможностями
  • Личностные проблемы детей-инвалидов
  • Проблемы среди людей зрелого возраста
  • Видео по теме

По данным 2016 года, на территории России зарегистрировано 12,6 млн граждан, которые входят в I, II или III группу инвалидности. Более 500 млн людей по всеми миру имеют физические, умственных и сенсорные ограничения, которые не дают им в полном мере пользоваться своими правами и возможностями, а также существовать в обществе. В социуме нередко наблюдаются социальные барьеры для людей с ограниченными возможностями, что влечет за собой развитие психологических особенностей инвалидов, их иное восприятие действительности и другие реакции на внешние раздражители.

Психические состояния людей с ограниченными возможностями

Инвалиды сталкиваются с различными проблемами социально-психологического характера. Наиболее часто встречаются изоляция и фрустрация, то есть состояния, возникающие из-за несоответствия желаний человека и его возможностей. Изоляция подразумевают под собой одиночество, то есть отсутствие близких взаимоотношений с другими членами социума. Длительная изоляция может привести к депрессии и суицидальным мыслям.

Фрустрация может проявляться как незначительное недовольство своей жизнью, так и тяжёлыми психическими расстройствами. Основными проявлениями фрустрации считаются:

  • агрессия, направленная на окружающий мир и/или на самого себя;
  • апатия – отсутствия желания делать что-либо, общаться (человека ничего не интересует);
  • негативизм – отказ человека выполнять то, что от него требуется;
  • своеобразная «зацикленность» инвалида на своем состоянии;
  • возникновение зависимостей (алкогольной, наркотической).

Наряду с изоляцией и фрустрацией выступает «комплекс неполноценности». «Комплекс неполноценности» характеризуется тем, что человек уверен в превосходстве окружающих людей над ним, убеждает себя в собственной ущербности. Вышеперечисленные психологические проблемы инвалидов негативно влияют на их отношение с обществом, что влечет значительные трудности адаптации, расстройство мировосприятия и образование «порочного круга»: несостоятельность в социуме из-за психологических проблем лишь усугубляет их, что провоцирует ещё большую несостоятельность.

Личностные проблемы детей-инвалидов

Типичной проблемой детей-инвалидов является навешивание своеобразных «ярлыков» (т. е. стигматизация) на них, что влечет за собой выделение их из социума из-за наличия дефекта, отличного от культурного стандарта тела или ума. Такие дети сталкиваются со страхом здоровых детей, который часто возникает от неправильного воспитания. Поэтому наблюдается вытеснение детей-инвалидов, или маргинализация, из общества.

Читайте также  Как унизить человека в вк?

Как результат стигматизации и маргинализации у детей с ограниченными возможностями формируется «чувство неполноценности», что влечёт за собой комплекс личностных и невротических расстройств. Усугубляет дезадаптацию ребенка-инвалида гиперопека со стороны родителей, которые ведут к формированию у таких детей «выученной беспомощности» и чувство низкой «самоэффективности».

«Выученная беспомощность» характеризуется тем, что ребенок, сталкиваясь с регулярным контролем со стороны родителей, перестает предпринимать попытки самостоятельно влиять на ситуацию, даже если посторонняя помощь не требуется и он может справиться сам. Дети-инвалиды с чувством низкой самоэффективности зачастую преувеличивают трудности, с которыми они сталкиваются, автоматически показывают, что не в состоянии с ними справиться.

Проблемы среди людей зрелого возраста

Наиболее тяжело инвалидность переживают люди молодого возраста, которые внезапно обрели дефект, отличающих их от остальных. Они сталкиваются с трудностями восприятия себя в новой «роли» в семье, с негативными реакциями общества, которых ранее они не испытывали. Таким людям необходимо проходить длительный процесс адаптации к новой жизни.

Характеристика адаптации к приобретённой инвалидности включает в себя следующие этапы:

  • Шок, который проявляется эмоциональным и физическим ступором. Может продолжаться несколько дней.
  • Отрицание имеющейся проблемы. Данный этап может длиться от пары недель до нескольких месяцев, что значительно тормозит процесс реабилитации больного.
  • Депрессия, плавно переходящая в агрессию, направленную чаще всего на близких для больного людей. Встречается аутоагрессия. В состоянии депрессии больной замкнут, не желает поддерживать общение, раздражителен.
  • Восприятие. Человек начинает адекватно оценивать свое состояние, пытается решить вопросы, связанные с образованием, семьей, работой.

Это лишь сокращённый вариант эмоций, испытываемых человеком, который получил инвалидность. Каждый воспринимает и оценивает приобретённый дефект по-разному, длительность любого из этапов строго индивидуальна. Психология инвалидности подразумевает понимание того, что происходит внутри человека с ограниченными возможностями, чтобы помочь ему достичь лучшей адаптации, принять свое состояние и добиться улучшения качества жизни.

Психологические особенности инвалидности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Инвалидность

Инвалидность — это такое состояние здоровья человека, при котором существуют ограничения и препятствия для его нормальной жизнедеятельности.

Инвалидность проявляется в виде физических, умственных или психических отклонений.

Инвалид — это человек, ограниченный в возможностях жизнедеятельности по состоянию здоровья.

В нашей стране присвоить статус инвалида могут учреждения медико-социальные экспертизы. Присвоение данного статуса представляет собой медицинский и в то же время юридический процесс. Определению той или иной группы инвалидности можно присвоить юридический и социальный смысл. Ведь инвалиды имеют необычные, можно сказать, особые отношения с окружающими людьми. У инвалидов есть льготы, им выплачивается пенсия по инвалидности. Также у них есть ограничения работоспособности. Иногда инвалидность представляет собой одну из форм социального неравенства.

Лечение инвалидов представляет собой процесс полного или частичного восстановления возможностей и способностей инвалидов. Причем восстанавливаются возможности к бытовой, профессиональной деятельности человека. Лечение инвалидов обычно направлено на компенсацию тех ограничений, которые имеют такие люди. Это делается для социального приспособления инвалидов, достижения ими материальной независимости. Врачи хотят помочь инвалидам присоединиться к обществу.

Причины инвалидности

Причинами инвалидности являются:

  • общие заболевания
  • профессиональное заболевание
  • инвалидность с детства
  • инвалидность, появившаяся из-за какого-либо ранения
  • травмы, полученные во время Великой Отечественной войны, которые привели к появлению инвалидности
  • приобретенная возрастная инвалидность
  • инвалидность, возникшая из-за несчастного случая

Генетические и врожденные отклонения в развитии люди обычно принимают и живут с ними спокойно всю свою жизнь. Такие люди принимают все, потому что у них больше не остается никакого выбора.

Готовые работы на аналогичную тему

Отклонения, которые человек приобрел с возрастом или из-за несчастного случая, в большинстве случаев не принимаются пострадавшими людьми. Они начинают сильно переживать. К ним нужен совсем другой подход при общении.

Психологические особенности инвалидности

К психологическим особенностям инвалидности относят:

  • постоянная бдительность
  • необычные реакции
  • утрата эмоциональности
  • агрессия
  • нарушения памяти
  • депрессия
  • тревожность
  • злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами
  • навязчивые воспоминания
  • галлюцинации
  • бессонница и другие трудности со сном

Постоянная бдительность выражается в том, что человек всегда следит за тем, что происходит вокруг. Он думает, что ему постоянно угрожает опасность и может случиться что-то плохое.

Необычные реакции у инвалидов проявляются при малейшей неожиданности. Они могут нагибаться, когда услышат звук пролетающего мимо самолета.

Также инвалиды могут полностью или частично утратить способность к проявлению эмоций. Им очень сложно заводить новые знакомства, а также они не испытывают радость, любовь, игривость.

Инвалидности присуща агрессивность. Часто проявляется стремление разрешить спорные ситуации очень грубо. Такая грубость может быть физической или психологической. Такие люди пытаются применять силу и давить на окружающих людей каждый раз, когда хотят убедить в своей правоте.

Психологической особенностью инвалидности можно назвать и нарушения памяти. Нередко можно встретить нарушения концентрации внимания. Таким людям сложно сосредоточиться на чем-то важном. Также они не могут вспомнить то, что им нужно. Такие люди иногда могут сконцентрироваться на определенном моменте или предмете, но даже малейший стрессовый фактор все разрушает.

Когда человек только оправился после травмы, у него появляется депрессия. Причем депрессивное состояние оказывается очень глубоким. Таким людям кажется, что все потеряло смысл, стало бесполезным. Им кажется, что жизнь не станет такой, какой была раньше.

Тревожность у инвалидов проявляется на физиологическом уровне. Могут быть боли в спине или других местах тела. Также тревожность возникает в психической сфере. Такие люди постоянно волнуются, у них появляется паранойя. Инвалиды могут быть тревожными ив эмоциональном плане. У некоторых могут быть навязчивые страхи и мысли о неуверенности в себе.

Инвалиды склонны к злоупотреблению наркотическими и лекарственными препаратами. Таким образом они хотят снизить боль, убрать плохие мысли.

Навязчивые воспоминания характеризуются тем, что у инвалидов появляются мысли о страшных и безобразных действиях, которые связаны с тем событием, когда они получили травму. Стоит отметить, что такие воспоминания могут преследовать их во сне. Но нередко они бывают и во время бодрствования. Инвалиду какой-либо предмет или ситуация может напомнить о том травмирующем событии. В такие моменты и появляются навязчивые мысли и образы. Все это приводит к стрессовому состоянию. Также человек часто испытывает чувство страха, его что-то тревожит.

Галлюцинации у инвалидов связаны с их мыслями и сильными переживаниями. Они выражаются в усиленных непрошеных воспоминаниях о травмирующем событии. Человек может видеть снова ту же ситуацию, но более ярко. В таком случае все, что происходит на данный момент вокруг, человек не замечает. Он только видит ужасные картинки, которые сильно воздействуют на его эмоциональное состояние.

Бывает такое, что инвалидов мучают ночные кошмары. В таком случае они устают от этого и боятся засыпать снова. Ведь во сне они опять увидят страшные события или действия. Таким образом у инвалидов появляется бессонница. Очень часто они недосыпают, что приводит к напряжению, постоянной усталости и различным болям. Еще хуже становится тогда, когда человек вспоминает о своем травмирующем событии. В таком случае он растерян, расстроен и не знает, как ему избавиться от угнетающих мыслей. Иногда бессонница появляется из-за постоянной тревожности человека. Когда человек не может расслабиться, то он не сможет и заснуть. Часто инвалидов мучают душевные боли, которые просто не дают им уснуть и нормально отдохнуть.

Психология и андрагогика. Лекция «Психология лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Лекция с заданием по теме «Психология лиц с ограниченными возможностями здоровья» по дисциплине «Психология и андрогогика лиц пожилого и старческого возраста и инвалидов» для группы 3 СОЦ

Читайте также  Как забыть человека и перестать думать о нем после расставания

Просмотр содержимого документа
«Психология и андрагогика. Лекция «Психология лиц с ограниченными возможностями здоровья»»

Тема: Психология лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Одну из основных задач реабилитации составляют психологическая коррекция и психосоциальная помощь в сложных жизненных ситуациях, которые возникают у человека в связи с инвалидизацией. Знание социальными работниками психологических особенностей личности индивида с физическими и психическими дефектами поможет успешной реабилитации и адаптации его в обществе.

Нарушения психики могут быть первичными — непосредственно вызванными болезнью, врожденным дефектом или травмой головного мозга. Но возникают и вторичные психологически обус­ловленные нарушения психической деятельности. Инвалидизирующее заболевание, травма или дефект независимо от того, какова их природа, какой орган или функциональная система оказываются пораженными, ставят человека в психологически особые жизненные условия, или, иначе говоря, создают особую объективную социально-психологическую ситуацию. Если такое происходит со взрослым человеком, то к этому времени он уже имеет сформиро­ванные в предшествующие периоды жизнедеятельности особенности психической организации: определенный уровень познавательных возможностей, мотивационную структуру личности, сложившийся уровень оценки своих возможностей и ожиданий. Возникающая социальная ситуация, связанная с наступлением инвалидности, резко снижает способности удовлетворения насущных потребностей, возможности социальной, профессиональной и личностной самореализации индивида. В результате возникает состояние фрустрации, т. е. реактивное состояние в ответ на невозможность удов­летворить потребности. Со всей очевидностью перед человеком, ставшим инвалидом, встает сложная задача — как жить дальше в условиях болезни или дефекта.

Постепенно происходит качественная и количественная перестройка «внутренней позиции» человека, содержание и динамика которой отражают основные смысловые изменения в структуре личности. Выступая в качестве активного субъекта деятельности, человек, несмотря на инвалидность, продолжает оставаться им.

Это находит выражение прежде всего в том, что в новой жизненной ситуации — в условиях инвалидности — человек формирует свое собственное отношение к новым обстоятельствам жизни и к самому себе в этих обстоятельствах. В 1880 г. знаменитый русский психиатр В.Х.Кандинский указывал на то, что «болезненное состояние — это та же жизнь, но только при измененных условиях». Болезнь и последующая инвалидность — лишь биологическая предпосылка изменения личности.

Переживание болезни и инвалидности, накладывая особый отпечаток на всю личность больного в целом, также приводит к постепенному изменению эмоционально-волевой сферы, мыслитель­ных процессов, к серьезной переоценке жизненных установок, социальных ценностей и становится источником для формирования дезадаптивного поведения. Дезадаптация поведения определяется физическими критериями (вынужденной изоляцией), физиологическими показателями (различными соматическими нарушениями, связанными с имеющимися повреждениями и травмами), социальными установками в виде определенных предубеждений («Я не такой, как все») и психологическими характеристиками (депрессией, апатией, агрессией, обидой, разочарованием и виной).

Вынужденная социальная изоляция инвалида от общества становится источником формирования так называемого социального аутизма, который проявляется в виде стереотипного стиля жизнедеятельности и соответствующих психологических нарушений и личностных изменений. В то же время инвалидность и ее переживание сами по себе препятствуют установлению нормальных взаимоотношений с окружающими, сказываются на работоспособности, общем мировосприятии и тем самым углубляют социальную изоляцию инвалида. Возникает своеобразный порочный круг — социальный и психологический факторы усугубляются негативным влиянием друг на друга.

К социальным факторам, влияющим на формирование внутренней картины болезни, можно отнести объективные условия жизни больного: социальное и семейное положение, условия его жизни, диапазон вызванных болезнью функциональных ограничений, отношение родственников и социального окружения, появление новых проблем в семье, в профессиональной деятельности и т.д.

В зависимости от отношения к болезни формируется поведенческий стиль, который имеет следующие разновидности:

— компенсаторное поведение (борьба, адаптация);

— капитуляция перед болезнью;

— игнорирующее поведение — стремление больного не признавать дефекта.

Таким образом, в одних случаях направляет поведение на преодоление болезни и ее последствий на функциональном уровне, а в других, наоборот, является фактором, который усугубляет течение болезни. ВКБ перестает выполнять адаптационную функ­цию и становится источником стресса. Она способствует развитию тревоги и вытесняет все ценности человека, сама становясь сверхценностью.

Болезнь и следующая за ней инвалидизация воспринимаются как препятствие на пути достижения более «важных» жизненных целей, чем забота о своем здоровье, которая в это время является не ведущим мотивом, а только средством для осуществления при­вычной деятельности — работы, учебы, семейной жизни.

В последующем меняется вся система отношений инвалида: значимыми становятся те события, которые соответствуют этому мотиву, а все остальные обесцениваются. Меняются и критерии оценки других людей, в том числе медперсонала, и всей жизненной ситуации. Инвалиды становятся менее отзывчивыми на события внешнего мира, доминирует философия фатальности судьбы. В поведении проявляются постоянный критицизм, цинизм и чувственная холодность по отношению к окружающим.

Отмеченные особенности социально-психологической ситуации, в которой оказывается инвалид, меняют весь стиль его жизни: жизненные установки, планы на будущее, его отношение к разным важным обстоятельствам и к самому себе.

Тема: Изменения в когнитивной и эмоциональной сфере у инвалидов

Изменения в когнитивной и эмоциональной сфере являются наиболее характерными для инвалидов. В структуре их личности четко прослеживается фобический компонент. Страхи могут быть вполне обоснованными, однако в значительной мере они преувеличенные и внушенные, имеют парадоксальное содержание: одновременно отражают актуальное и возможное состояния. Так, инвалид может страдать от дефицита общения, испытывать страх одиночества и одновременно бояться предстоящих встреч с другими людьми. Среди людей-инвалидов нередок страх выздоровления в связи с возможной, по их мнению, утратой любви и повышенного со стороны значимого окружения, а также из-за необходимости возвращения к обычной жизни в школе, к которой они чувствуют себя не готовыми. Ощущение острого дефицита знаний, умений, навыков, необходимых для жизни в обществе, осознание ограниченности своих физических возможностей и юридических прав в связи со статусом инвалида нередко приводит к фиксации на мыслях о бессмысленности дальнейшего существования.

Инвалиды с низкой самоэффективностью в большей мере склонны к преувеличению трудностей и чаще демонстрируют неумение их преодолевать. Ощущение низкой самоэффективности также способно провоцировать развитие депрессии или ее усиление.

Выделяют четыре фактора, влияющие на формирование чувства самоэффективности:

— достигнутые результаты (успех в прошлом дает высокие ожидания результативности текущих действий, тогда как прошлые неудачи снижают эти ожидания);

— косвенные переживания (впечатления от успеха или неудачи других);

— словесное убеждение (самоэффективность повышается, когда авторитетное лицо — родитель или педагог — убедительно говорят о том, что инвалид в состоянии справиться с ситуацией);

— эмоциональная активация (чувство тревоги и напряжения снижает ощущение самоэффективности).

С состоянием выученной беспомощности и чувством самоэффективности связаны и такие личностные черты, как локус контроля и воспринимаемая управляемость. Локус контроля — это представление инвалида о том, где осуществляется контроль над значимыми событиями в его жизни: внутри него самого или во внешней среде. В условиях гиперопеки как основного стиля взаимодействия с инвалидом последний связывает успешность своих действий только с действиями других людей, поэтому он реже будет стремиться самостоятельно преодолевать трудности, а значит, у него не будет достаточного опыта для развития чувства самоэффективности.

Выученная беспомощность, самоэффективность и локус контроля вместе составляют такую интегральную личностную характеристику инвалида как воспринимаемая управляемость. Воспринимаемая управляемость — это общее представление человека о своей способности управлять процессом собственной жизни. Психологически комфортное состояние инвалида (т. е. отсутствие у него утомления, тревоги, депрессии, а также субъективное чувство физического благополучия) зависит от того, насколько предъявляемые к нему требования сочетаются с простором для принятия решений или возможностью быть самостоятельным.

Важным фактором, определяющим специфику отношения к собственной инвалидности является социальная поддержка. Социальная поддержка включает в себя создание для инвалида широкой, стабильной сети социальных контактов, которая характеризуется совместным проживанием и проведением досуга с другими детьми и взрослыми, наличием друзей, членством в клубах и общественных объединениях. В зависимости от целей, социальная поддержка может быть разноуровневой и включать как сообщество только инвалидов, так и смешанные сообщества инвалидов и здоровых. Эмоциональная поддержка, как правило, более эффективна в гомогенных группах инвалидов, имеющих сходный дефект, тогда как повышение уровня социальной адаптации более эффективно в гетерогенных группах.

Читайте также  Как принять решение о расставании со своим мужем

Возможные стратегии личностного реагирования на телесный дефект: переосмысление, уверенность и отказ

Т. Гершик и А. Миллер выделяют у инвалидов две возможные стратегии личностного реагирования на телесный дефект: переосмысление, уверенность и отказ.

Переосмысление предполагает осознание человеком невозможности соответствовать идеальному образу тела и создание индивидуальной интерпретации своих телесных характеристик. Инвалид выбирает из культурного идеала тела только те характеристики, которые соответствуют его актуальным возможностям, и тем самым создает личный идеальный конструкт, рассматривая его как один из возможных вариантов доминирующего идеального типа.

Уверенность заключается в слепом следовании культурному образцу телесности без учета реальных возможностей инвалида. Такие люди находятся в постоянном конфликте с самими собой. Ориентируясь на недостижимые телесные стандарты, они надеются добиться признания себя другими людьми не в качестве инвалида, а в качестве «такого же, как и все». При этом они всегда наталкиваются на еще большее подчеркивание своей «инакости» и неспособности соответствовать общепринятому идеалу. Как результат, у них развивается двойная идентичность: «фасадная» (для других) и «внутренняя», которые находятся в антагонистическом конфликте друг с другом. У таких людей вырабатывается очень жесткая установка на обязательное соответствие идеалу по принципу «всегда и везде», без учета реальных возможностей и ситуации. Психосоциальная адаптация людей с такими реакциями осложняется тем, что в нашем обществе из-за социальных запретов, стереотипов и практики сегрегации (разделения институтов социализации, проведения досуга и т. п. для людей-инвалидов и не-инвалидов) ребенку-инвалиду практически невозможно на практике реализовать телесные стандарты, на которые ориентируются здоровые люди.

Отказ от следования доминирующему культурному образцу телесности выражается в стремлении сконструировать свой собственный идеал тела, ограничив круг общения только теми людьми, которые этот идеал разделяют вместе с человеком-инвалидом. Они начинают считать доминирующий в культуре идеал как «неправильный», непригодный для практических жизненных целей; они обесценивают те телесные характеристики, которые считают ценными и важными здоровые люди, или даже вообще отрицают ценность тела в межличностных отношениях и в конструировании собственной идентичности: «важен человек, а не какое у него тело». По сути реакции отказа отражают сопротивление негативному образу инвалидности, который имеется у здорового окружения. Это реакции протеста против навязчивого милосердия, жалости и благотворительности, которые не столько помогают инвалиду (как это представляют себе здоровые люди — педагоги, родители, психологи), сколько подчеркивают невозможность его принятия в широкий социальный контекст общения по причине наличия дефекта и формируют состояние «выученной беспомощности», особенно в плане развития инициативности и в принятии решений о своей судьбе.

Составить таблицу «Психологические особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых

Авторы — сотрудники Центрального научно-исследовательского института экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов. Добровольская Татьяна Алексеевна — ведущий научный сотрудник лаборатории психологии, кандидат психологических наук. Шабалина Наталья Борисовна — руководитель лаборатории психологии, кандидат психологических наук. В нашем журнале опубликовали ряд статей, посвященных социальным аспектам инвалидности.
Важность социально-психологического аспекта взаимоотношений инвалидов и общества начинает постепенно признаваться, однако исследований в данной области крайне мало. В то время как за рубежом накоплен богатый опыт и разработаны конкретные программы оптимизации этих взаимоотношений, у нас в стране таких публикаций в научной литературе единицы1, что затрудняет не только разработку мер по гармонизации социального взаимодействия инвалидов и здоровых, но и формирование социальной политики по отношению к инвалидам в целом.
В данной статье представлены результаты исследования социального взаимодействия инвалидов и здоровых, проведенного в 1991 г. в четырех регионах страны — Москве, Челябинске и области, Уфе и области, Вологде и области. С использованием многоступенчатой комбинированной выборки было опрошено 1 320 инвалидов различных категорий. Кроме того, проводилось изучение отношения здоровой части населения к инвалидам. Исчерпывающее изучение общественного мнения и установок в отношении инвалидов — задача отдельного крупного исследования, охватывающего все слои общества. Поскольку наше носило поисковый характер, его задача гораздо скромнее. Мы хотели лишь выявить наличие (или отсутствие) специфики в отношении к инвалидам, чтобы определить дальнейшие пути работы. Из-за ограниченных организационных и финансовых возможностей мы опросили только представителей так называемых авангардных групп населения (интеллигенцию, молодежь), а также специалистов в области социальной защиты, призванных формировать политику в отношении инвалидов. Всего было опрошено 120 человек — представителей гуманитарной интеллигенции, выпускников средней школы, обучающихся в православном училище сестер милосердия, и ведущих ученых — специалистов в области социальной защиты. Относительная малочисленность выборки компенсировалась детальным статистическим анализом, полученные результаты прошли статистическую проверку значимости по критериям х2 и t.
Насколько идея социальной интеграции, равных прав и возможностей для инвалидов, пропагандируемая во всем мире, принимается самими инвалидами и здоровым окружением?
Вопрос об интеграции глубоко волнует инвалидов, на него ответили почти все опрошенные, причем многие дали развернутое объяснение своей позиции. Подавляющее большинство (65,3%) считает, что инвалиды должны жить среди здоровых, и лишь около трети ответили, что инвалиды должны жить своей жизнью, отдельно, со своими учебными заведениями, предприятиями, больницами и т.п. (34,7%). Среди «противников» идеи интеграции наиболее распространены такие объяснения: «гусь

Распределение инвалидов по оценке отношения к ним здоровых,%

Ответы Вологда Челябинск Москва Уфа В среднем
Очень часто ощущаю пренебрежительное отношение к себе, какк человеку второго сорта 34,8 27,0 46,4 35,2 36,6
Никогда не замечал такого 16,8 25,5 16,2 23,6 20,8
Встречаюсь с таким отношением, но редко 37,3 34,0 29,9 24,0 30,9
Затрудняюсь ответить 11,1 13,5 7,5 14,2 11,7

Распределение сторонников и противников интеграции среди инвалидом в зависимости от оценки отношения к ним здоровых,%

Ответы Инвалиды должны жить
своей жизнью среди здоровых
Очень часто ощущаю пренебрежительное отношение 38,3 61,7
Никогда не замечал такого 17.7 82,3
Встречаюсь с таким отношением, но редко 30,1 69,9
Затрудняюсь ответить 26,3 73,7

свинье не товарищ», «здоровые люди все равно инвалидов не поймут», «каждый должен жить среди себе подобных», «на обычных предприятиях к инвалидам плохо относятся». А вот пояснения сторонников интеграции: «люди должны быть равны», «жить вместе, чтобы инвалиды и здоровые понимали друг друга», «надо, чтобы инвалид не отрывался от родного коллектива и не считал себя неполноценным», «должны жить в обществе, как все люди» и т.п.
Как видно из этих ответов, инвалиды объясняют свою позицию не социально- экономическими критериями, не говорят, при каком варианте у них будут лучшие или худшие материально—бытовые условия. Наиболее значимы социально-психологические проблемы интеграции, вопросы взаимоотношений со здоровыми.
Однако видят эти взаимоотношения инвалиды далеко не и радужном свете (см. табл. 1).
Наиболее часто со стороны здоровых ощущают пренебрежительное отношение инвалиды-женщины (42,2%) и инвалиды с наиболее тяжелыми дефектами: среди инвалидов I группы — 54,1%, II группы — 37,2%, III группы — 30,6%.
Тесная связь существует между самооценкой качества жизни в целом и тем, как оценивается отношение окружающих. У инвалидов, часто ощущающих пренебрежительное отношение, и тех, кто этого не замечает, самооценка качества жизни заметно различается (но пятибалльной шкале, соответственно 2,51 и 3,04; различия достоверны при р