Коммуникативная сторона общения в психологии

Коммуникативная сторона общения в психологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе

Общение ‒ это коммуникация, т.е. обмен мнениями, настроениями, переживаниями, желаниями и т.д.

Специфика межличностной коммуникации выявляется в ряде феноменов и процессов: психологической обратной связи, присутствии барьеров коммуникации, коммуникативном воздействии и наличии разных уровней передачи информации (к примеру, невербального и вербального).

Коммуникация (лат. communicatio) – слово, буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В плане практическом ‒ это процесс обмена информацией и идеями между двумя и более людьми, который приводит к взаимному пониманию.

Для исполнения процесса коммуникации нужны четыре ключевых элемента:

  1. отправитель, лицо, которое собирает информацию и передает ее;
  2. сообщение, сама информация, представленная в той или иной форме;
  3. средства или канал для передачи информации;
  4. получатель, или лицо, которому направлена информация и который интерпретирует ее.

В коммуникационном процессе выделяют пять этапов:

  1. начало обмена информацией, когда коммуникатор (тот, кто отправляет информацию) должен четко представить, «что именно» (какую конкретно идею и какой форме ее сформулировать) и «с какой целью» он хочет передать и какую реакцию в ответ получить;
  2. выражение идеи в символы, в слова, в сообщение. Выбираются и применяются разные каналы передачи информации такие, как речь, мимика, жесты, письменные материалы, средства электронной связи: компьютерные сети, электронная почта и т. д.;
  3. передача информации через применение избранных каналов связи;
  4. реципиент (тот, кто получает информацию) переводит вербальные (словесные) и невербальные знаки в свои мысли (декодирование информации);
  5. фаза обратной связи ‒ отклик реципиента на полученную информацию.

Готовые работы на аналогичную тему

Следует отметить, что на всех этапах процесса коммуникации могут быть преграды, которые искажают смысл информации, которая была передана.

Информация, которая исходит от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация проявляется в форме приказа, просьбы, совета. Она предназначена для того, чтобы инициировать какое-то действие. В свою очередь стимуляция может быть разной. Это может быть побуждение к действию в установленном направлении. Это может быть побуждение, которое не допускает определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. В конечном счете, это может быть рассогласование или нарушение определенных автономных форм деятельности или поведения.

Констатирующая информация представляется в форме сообщения, она не подразумевает непосредственного изменения поведения, хотя содействует этому косвенно. Характер сообщения при этом может быть разным: критерий объективности может варьироваться от подчеркнуто «безразличного» тона изложения до введения в текст сообщения довольно очевидных компонентов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, т. е. тем лицом, от которого исходит информация.

В процессе коммуникации коммуникатор может занимать одну из трех позиций:

  • открытую ‒ коммуникатор объявляет открыто себя сторонником предлагаемой точки зрения, дает оценку разных фактов в подтверждение данной точки зрения;
  • отстраненную ‒ коммуникатор придерживается нарочито нейтрально, сопоставляет различные точки зрения, не исключая направленности на одну из них, но не объявленную открыто;
  • закрытую ‒ коммуникатор замалчивает свою точку зрения, порой даже может прибегать к особым действиям для того чтобы ее скрыть

Средства коммуникации

Передача какой-либо информации возможна лишь при помощи знаков или знаковых систем. Выделяют несколько знаковых систем, которые применяются в процессе коммуникации, в соответствии с ними можно выстроить классификацию процессов коммуникации. Выделяют невербальную и вербальную коммуникации, которые используют в процессе коммуникации разные системы знаков.

На вербальном уровне в качестве средств передачи информации используется речь человека.

Часто высказывается мнение, что речь скрывает подлинное лицо человека, но вместе с тем, речь может показывать его, вопреки воли говорящего. Речь является одним из условий становления личности.

Невербальные средства общения представляются дополнением речевого общения. Психологи утверждают, что от 60 до 80% получаемой человеком информации, была получена используя невербальные (неречевые) средства общения.

Невербальная коммуникация – это комплекс неязыковых средств, знаков и символов, которые применяются для передачи сообщений и информации в ходе процесса общения.

Барьеры в коммуникационном процессе

В процессе коммуникации между людьми могут появляться особые барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с ошибками декодирования и кодирования, а носят психологический и социальный характер.

Коммуникативный барьер ‒ это психологическое ограничение на пути точной передачи информации между партнерами по общению.

В процессе коммуникации могут сформироваться следующие коммуникативные барьеры понимания:

  • логический барьер ‒ появляется у партнеров с разным типом мышления. В зависимости оттого, какие формы и типы мышления доминируют в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне непонимания или понимания. Он появляется в тех случаях, когда логика рассуждения, которая была предложена коммуникатором, либо чрезмерно сложна для восприятия реципиента, или видится ему неверной, или может противоречить свойственной ему стилю доказательства.
  • стилистический барьер ‒ несоответствие формы представления информации ее содержанию. Появляется при неверной организации сообщения при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или речевого стиля и актуального психологического состояния реципиента.
  • семантический коммуникативный барьер (от греч. ‒ обозначающий) связан со смыслом и значением слова. Неудивительно, что этот барьер проявляется в общении часто, ведь человек не мог бы запомнить все выслушанное детально. На пути к сознанию информация деформируется под действием собственного опыта, жизненных ценностей и словарного запаса.
  • перцептивно-интерпретационный барьер, который определен индивидуальностью восприятия собеседника. Разные люди неодинаково воспринимают одни и те же ситуации, делают акцент на разных особенностях. Они уверены, что их личная точка зрения и есть самая верная.
  • диспозиционный барьер, который определен отличиями в социальных, жизненных и профессиональных установках людей, которые вступают в коммуникативный процесс общения.

В ходе коммуникации между реципиентами могут появляться разные барьеры коммуникации, такие как фонетический, логический, стилистический барьеры, а также многие другие. Все же зная природу коммуникационных барьеров, мы должны стремиться их избежать в процессе коммуникации с собеседником на бытовом или профессиональном уровне.

Что такое коммуникативная сторона общения: определение понятия, описание и характеристика структуры

Процесс общения имеет большую важность в повседневной жизни современного человека. Благодаря ему происходит обмен мыслями, эмоциями и опытом между людьми. Именно совместная деятельность в процессе коммуникации сторон приводит к полноценному обмену информацией.

Коммуникативная сторона общения заключается в непосредственном обмене информацией между несколькими лицами. «Информация» в подобной структуре рассматривается в форме идей, настроений, интересов, установок, чувств и пр. Структура имеет большое разнообразие форм, и нуждается в более детальном и тщательном рассмотрении.

Общие сведения

Очевидно, что общение и коммуникация тесно взаимосвязаны друг с другом. Рассматривая этот вопрос, нужно учитывать тот факт, что коммуникативная сторона общения очень важна для каждого ее участника. В зависимости от того, какого характера при обмене информацией вы придерживайтесь и какую систему знаков используете, происходит то или иное влияние на взаимодействующую сторону.

Иначе говоря, при обмене информацией всегда будет затрагиваться эмоциональная и поведенческая составляющая собеседника. А в первую очередь на это будет влиять использование знаков, которые оказывают воздействие на каждого соучастника коммуникации. Знаки при общении имеют большое значение, подобно инструментарию при выполнении технических работ.

В целом, психология общения касается «расшифровки» невербального и вербального способа передачи сигналов. Исходя из мнения психологов, человек понимает около 10% информации, которую может воспринимать мозг. Исходя из этого, можно утверждать, что анализирование и расшифровку человек выполняет не столь сознательно, как бессознательно.

Обратите внимание, что коммуникативную сторону общения формируют также и сочетание специфических барьеров. Эти барьеры являются психологическими или социальными. Коммуникационный барьер зачастую возникает по причине недопонимания происходящих ситуационных процессов.

Список причин для этого может быть разным, в виду профессиональных, социальных и политических различий. Они формирую иную интерпретацию взглядов и терминов, которые затрагиваются в процессе общения, а также личностную концепцию мировоззрения, мировоззрения и мироощущения.

Читайте также  Как научить ребенка говорить "мама"

Что такое коммуникативная сторона общения?

Понятие «коммуникация» происходит от английского слова communicate, что переводится как «отправлять», «сообщать». Данный тип взаимодействия между индивидами нацелен на процесс обмена информацией, состоящей из:

  • чувств;
  • эмоций;
  • ценностей;
  • мыслей;
  • идей.

По утверждению исследователя Гарольда Лассвелла, процесс общения состоит из 5 аспектов, которые способствуют донесению нужной информации к адресату:

  1. Роль коммуникатора — лицо или источник, который выполняет функцию передатчика сообщений.
  2. Голосовая или текстовая информация — то, что человеку необходимо усвоить, которому сообщение предназначено.
  3. Тип канала — как и через что происходим обмен.
  4. Наличие аудитории или получателя — кому адресована информация.
  5. Показатель эффективности — результат насколько хорошо усвоилось полученное сообщение.

Во многом коммуникативные стороны общения формирует субъективное информационное наполнение каждой отдельной личности. Другими словами характеристика людей, участвующих в общении, их осведомленность, эрудированность, компетентность в вопросах обсуждаемой темы.

Обратите внимание! Если у человека низкий уровень знаний, то высока вероятность возникновения недопониманий.

Обмениваться информацией люди могут посредством двух каналов:

  • невербальным — используя жесты, мимику, знаки;
  • вербальным — посредством голоса, звуков, речи (устной и письменной.

Как отмечается психолог Аллан Пиза, примерно до 70% от всей информации человек передает посредством коротких невербальных контактов.

Вербальные способы коммуникации

Как мы уже сказали, к вербальным средствам коммуникации относят письменную и устную речь. Существует мнение, что скорость речи, интонацию голоса и ряд других сопутствующих проявлений в том числе причисляют к вербальной коммуникации. Но, если учитывать, что такие факторы не только дополняют, но и сводят к нулю весь прямой смысл озвученного, то можно смело говорить, что к невербальным средствам относится, то что нельзя назвать «словом».

Невербальные способы коммуникации

Таким образом, к невербальным средствам общения можно отнести такие категории:

  • Околоречевой методы общения: формируется ритмом, темпом, интонацией, громкостью, тембром речи, дикцией и т.п.
  • Зона коммуникации: сюда относят дистанцию и расстояние от каждого участника общения друг до друга.
  • Кинетическое средство: походку, жестикуляцию, осанку тела, мимику, прикосновения к собеседнику и т. п.
  • Время и локация для общения.
  • Ароматы.
  • Место и время общения.

В заключение

В качестве вывода, стоит сказать, что коммуникативную сторону общения относят к психологической категории. Поскольку процесс общение является крайне важным условием жизни человека и одной из основных потребностей каждого индивида. Благодаря общению формируется система человеческих ценностей и взаимоотношений с окружающим миром. Уровень личной популярности в социуме, наш жизненный успех и прочее часто зависит от умения общаться. Каждому человеку необходимо умение правильного общения.

Видео к материалу

Виды сторон общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная

Коммуникативная сторона общения

Рассматривая часть общения, относящуюся к обмену информацией, принято выделять три стороны общения, важнейшей из который является коммуникативная. Значение коммуникации, которая постепенно выделила в отдельную область знания и практики, стремительно взлетает вверх по своей актуальности. Примером может быть одна из развивающихся сфер в этой области — межкультурная коммуникация, анализ массовых коммуникаций и др.

Если обратиться к коммуникативной стороне общения, то имеет смысл выделять несколько элементов, поскольку коммуникация представляет собой не простую передачу от одного источника другому в виде принятия, но и непременное отношение к передаваемой информации. По этой причине было введено понятие интерсубъективного процесса, где большую роль играет значимость информации и ее общий смысл. В целом коммуникации предполагают влияние друг на друга со стороны субъектов коммуникативного акта. Рассматривая коммуникацию, используется понятие кодификации и декодификации. Также здесь определяется понятие коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер.

Коммуникация в психологии также предполагает использование понятий вербальной и невербальной коммуникации. Первая из них характеризуется использование человеческой речи. Она может включать 2 принципа: лексика и синтактика. Вербальная коммуникация сохраняет смысл сообщения, но вербальная сторона коммуникации в определенной мере считается культурно детерминированной.

Если рассматривать речь в форме основного коммуникативного инструмента, то часто речевую коммуникацию рассматривают в соответствии со схемой (рис. 1).

Рисунок 1. Передача и восприятие информации

В процессе говорения коммуникатором кодируется информация, а реципиентом в ходе слушания она декодируется.

Коммуникация в качестве динамического процесса не понимается без ввода понятия «обратная связь», которая представляет собой сообщение, возникающее в ответ на сообщение другого (рис. 2).

Рисунок 2. Схема диалога

Невербальная коммуникация в качестве аспекта общения использует другие системы знаков, помимо речи. Можно выделить несколько схем невербальной коммуникации:

  1. Оптико-кинетическую систему в виде жестов, мимики, пантомимики. РАзвитие этой сферы происходит в рамках кинесики.
  2. Пара- и экстралингвистическую схему, которые дополняют вербальную коммуникацию, используя в своем анализе качество голоса, диапазон, тон, а также паузы, темп говорения, смех и др.
  3. Организацию пространства и времени коммуникации в виде процесса, как контекстную знаковую систему, определяемую местоположением коммуницирующих субъектов. В общем виде проксемику задают пространственной характеристикой общения.
  4. Визуальный контакт, который относится к влиянию контакта глаз в коммуникации.

Коммуникация, которая определяется в качестве передачи информации, можно рассматривать через изменение установок с помощью передачи информации. Важно отметить, что структура и цель сообщения являются культурно детерминированными.

Интерактивная сторона общения

Еще одна сторона общения представлена интерактивной. Она понимает взаимодействие в виде общения, которое связано с организацией совместной деятельности.

Межличностное общение включает его инструментально-технологическую сторону, при этом взаимодействие участников концентрируется на соотнесении цели каждой из сторон и организацию их достижения в ходе общения.

Общение, понимаемое как взаимодействие, дает возможность определить 3 компонента обмена действиями.

  1. Учет планов, включая сопоставление их с собственными.
  2. Анализ вклад, который осуществляют участники взаимодействия.
  3. Осмысление степени включенности всех партнеров общения.

Взаимодействие также можно рассматривать в виде совокупности актов в контексте абстрактной схемы. Такая схема состоит из деятеля, другого, норм, ценностей и ситуации.

Максимально иллюстративно понятие взаимодействия в виде стороны общения рассмотрел транзактный анализ Эрика Берна. В нем каждый участник взаимодействия способен занимать одну из следующих позиции по выбору: родителя (с интенцией «Надо!»), взрослого (с интенциями «Хочу!» и «Надо!») и ребенка (с интенцией «Хочу!»). Классическая схема представлена на рис. 3

При описании трансактного анализ, который выражен в схемах, необходимо пояснить, что в самых простейших транзакциях как стимул, так и реакция исходят со стороны позиции Взрослого. Другими словами, за стимулом следует уместная, ожидаемая и естественная реакция. Тем не менее, в силу различных обстоятельств, которые обусловлены особенностями личности или культуры, ясность коммуникации часто нарушается. По этой причине возникают коммуникативные сложности или особенности. В полной мере транзактный анализ приведен в классическом труде Эрика Берна «Игры, в которые играют люди».

Рисунок 3. Дополнительные транзакции

Интеракция рассматривает различные типы взаимодействий.

  1. Кооперацию в виде координированных действий разных сил участников, рассматриваемых в качестве необходимого фактора совместной деятельности.
  2. Конкуренцию в виде негативного типа взаимодействия при вероятном продуктивном типе конкуренции, характеризующемся возникновением созидательной мотивации. Можно выделить несколько типов: соревнование, соперничество, конфронтация.
  3. Конфликт, представляющий собой тип интеракции, где происходит выявление разнонаправленных и противоположных тенденций участников взаимодействия.

На практике транзактный анализ используется различными психотерапевтическими практиками (гештальт подход, экзистенциальные практики). Основная гипотеза здесь представлена высокой ролевой детерминированностью в человеческих взаимоотношениях. От подобной зависимости человеческое поведение тонко регулируется сложной сетью взаимоотношений.

Читайте также  Как обидеть парня?

Соответствующие стороны интеракции рассматривались теоретическими воззрениями символического интеракционизма. В них личность при осознании себя формируется в совместных действиях с другой личностью.

Перцептивная сторона общения

Третья сторона общения представлена перцептивной стороной, понимаемой в качестве процесса, который проявляется при межчеловеческом взаимодействии с помощью естественного общения. Оно протекает в форме восприятия и понимания одним человеком других людей.

Здесь важно упомянуть ключевые вопросы, проявленные в проблеме социальной перцепции: возрастную, половую, профессиональную особенность социальной перцепции, условия и факторы, воздействующие на адекватную и точную оценку одним человеком другого, закономерности формирование первого впечатления, влияния на данные процессы общего опыта, характеристик взаимоотношений, самооценки и личных качеств взаимодействующих индивидов.

Исследователи выявили, что на специфику социальной перцепции может оказывать влияние возраст и установки об объекте.

Рассматривая социальное восприятие вообще и межличностное восприятие в частности, нельзя не упомянуть о так называемых эффектах:

  1. Установки. Эффект используют для создания первого впечатления об объектах. Очень ярко подобный эффект отражен в документальном фильме Ф. Соболева «Я и другие» (1971) об экспериментальных исследованиях В. С. Мухиной.
  2. Ореол. Здесь предварительную информацию переносят на реальное восприятие человека.
  3. Первичность и новизна, состоящие в особенностях восприятия в соответствии с последовательностью предъявления информации об объектах.
  4. Стереотипизация, основанная на суждении об объекте, сформированном на основе ограниченной информации, при этом часто возникает в отношении групповой принадлежности субъекта.

Замечание 3

В рамках межличностного восприятия рассмотрению подлежит и феномен межличностной аттракции. Здесь формируются разные уровни аттракции, включая симпатию, дружбу, любовь. Операционально подобный феномен можно исследовать с помощью метода социометрии Дж. Морено.

Коммуникативная сторона общения

Под коммуникативной стороной общения понимается передача и прием информации в самом узком значении слова. Однако люди обычно не только передают свои мысли и идеи путем проговаривания слов, они не только отправляют и получают (воспринимают) информацию. Также в процессе общения происходят еще множество аспектов:

· Обмен эмоциями. Человек выражает свои эмоции путем мимики, жестов, интонации в голосе.

· Обмен указаниями. Это проявляется в интонации голоса в сопровождении с мимикой и жестами.

В процессе коммуникативного взаимодействия важным становится то, насколько правильно люди используют слова для передачи своих мыслей и как правильно их понимают собеседники. Проблемы возникают тогда, когда человек неправильно подбирает слова, не передающие его главных идей, а также когда собеседники интерпретируют слова не в том значении, которое они под собой несли.

Достаточно часто люди во время общения пытаются найти скрытый смысл сказанного. Под словами «Что ты сегодня кушал?» многие могут услышать «Я хочу контролировать процесс твоего питания». Хотя на самом деле человек просто поинтересовался съеденным меню собеседника.

Проблема исчезает, когда люди не просто говорят и слушают, но и прибегают к различным уточнениям, вопросам, пересказыванию, переспросам и т. д. Все это позволяет расширить смысл сказанного, которое нередко невозможно передать в одном предложении. Люди достигают большего понимания, если стараются понять то, что они услышали, а не мгновенно решать, что они услышали.

Средства передачи информации

При коммуникативной стороне общения

Коммуникативная сторона общения связана с передачей информации как с помощью речи (вербально), так и посредством разнообразных действий (невербально).

К вербальным средствам коммуникации относится речь – устная и письменная в ее смысловом значении.

Существуют мнения, что интонации голоса, темп речи и другие сопутствующие проявления также относятся к категории вербальных.

Однако если учесть, что подобные особенности могут не только дополнять, но и полностью отменять прямой смысл сказанного, мы считаем невербальными средствами все, не являющиеся, собственно, словами.

Таким образом, к невербальным средствам коммуникации относятся все остальные средства передачи информации:

· околоречевые средства (интонации, громкость, темп, ритм речи, тембр голоса, дикция, звуки, сопутствующие речи – «э-э-э», «хм-м», покашливание и др.);

· кинесические средства (мимика, жесты, позы тела, походка, прикосновения к партнеру и пр.);

· дистанции (зоны) общения (расстояние между партнерами);

· организация пространства (расположение партнеров друг относительно друга);

· место общения (территория, на которой происходит общение);

· время общения (не только время суток, но и момент психологического или физиологического состояния партнера);

· запахи (парфюмерии, используемой партнерами, индивидуальные запахи, улавливаемые на бессознательном уровне, запахи окружающей среды, влияющие на эмоции человека);

· стиль партнеров (одежда, прическа, аксессуары и пр.).

К невербальным средствам относятся все остальные неречевые средства передачи информации.

В процессе коммуникации происходит «расшифровка» вербальных и невербальных сигналов. По мнению психологов, человек осознает только около 10% информации, которой владеет его мозг, а значит, расшифровка и анализ информации происходят не столько на сознательном уровне, сколько на бессознательном. Соответственно, реакция на полученное сообщение нами часто не осознается.

Перцептивная сторона общения

Перцептивной стороной общения является понимание собеседника человека. Происходит процесс на всех уровнях, доступных и понятных человеку. Пока люди общаются, каждый из них старается понять, познать и сделать для себя ясным один вопрос: кто есть человек напротив?

Чтобы познать другого человека анализируются:

· Его внешние данные, чтобы понять смысловую нагрузку его высказываний.

· Его эмоциональное состояние, отношение к теме, происходящему.

· Его взгляд на то, как он связывает объекты, относится к ним, интерпретирует.

· Его убеждения, установки, мировоззрение и пр.

· Его систему мышления, ход мыслей.

В процессе должно участвовать как минимум два человека. Каждый из них старается познать вторую личность, чтобы дать себе ответ на главный вопрос о том, кто перед ними находится.

Когда человек понимает другого, тогда ему легче решать, что говорить, как реагировать, что советовать, как себя вести и пр. Однако для познания другого человека нужно, очень много времени.

Здесь в процесс, вступает такая функция головного мозга, как додумывание.

Поскольку у каждого человека есть опыт прошлых контактов с другими людьми, он уже имеет некоторые представления о них, отметил некоторую схожесть между личностями, он может использовать эти знания, чтобы дополнить недостающую информацию.

«Другими словами, человек выносит предположение о том, кто перед ним находится, на основе того опыта, который у него имеется. Поскольку это происходит автоматически, люди нередко замечают, что ошибаются»

Однако первое мнение всегда кажется верным, поскольку человек уже с подобным сталкивался, что позволяет ему подумать, что в этот раз он столкнулся с тем же самым.

Перцептивная сторона общения направлена на понимание другого человека. Зачем это нужно? Для того чтобы дальше прогнозировать свое поведение.

Совет

СОВЕТ:Поскольку общение не происходит без желания влиять на собеседника, менять его убеждения, делать своим единомышленником, то человек должен сначала понять, как мыслит и чем руководствуется собеседник, чтобы полученной информацией воспользоваться себе во благо.

Это не есть плохо или хорошо. Просто это происходит автоматически, поскольку каждый человек желает понимать окружающих, чтобы выбирать такую модель общения, которая будет ему выгодна.

Итак, перцептивная сторона общения представляет собой серьезный процесс обмена информацией между людьми. Они рассматривают, оценивают, пытаются понять и принять друг друга.

Функциям социальной перцепции:

· Изучение себя. Осуществляется благодаря осознанию себя через других людей. Взаимодействуя социально с окружающими, вы получаете информацию о самом себе. Воспринимая личность собеседника, вы обретаете возможность примерить черты его характера на себя. Это помогает увидеть свои собственные скрытые желания, страхи, потребности.

· Изучение партнера. Эта функция перцепции включает в себя понимание взглядов, убеждений окружающих вас людей. Только так вы можете получить на 100% точную информацию о человеке. По-другому это сделать невозможно. Коммуникация – это основа любого вида отношений, будь то романтические, дружеские или приятельские.

Читайте также  Особенности психологически сильных людей

· Организация совместной работы. Если субъекты социальных отношений понимают и принимают друг друга, они легко смогут вести совместную деятельность. Знание установок партнера, его мотивов, ценностей помогает правильно вести себя с ним. Во взаимодействии не двух человек, а группы перцепция имеет еще более важное значение. Совместная деятельность в таком случае возможна только при полном понимании и принятии одним членом коллектива всех остальных и наоборот.

· Развитие взаимопонимания. Такая функция перцепции является основой любых отношений. Точки соприкосновения, общие интересы и взгляды – это залог получения удовольствия от общения. Также это возможность находить компромиссные решения в спорных ситуациях.

· Развитие эмоционального взаимодействия. Любые отношения вызывают в человеке чувства и эмоции. В результате между людьми появляются симпатия, враждебность, дружба и другие виды отношений.

Структура общения в психологии

Общение – важный процесс в жизни каждого человека. При помощи него люди делятся опытом и мыслями. Обмен информацией происходит всегда при совместной деятельности. Ознакомиться со всем разнообразием этого вида коммуникации можно, только поняв, что представляет собой структура общения и каковы ее основные уровни.

Структура общения в психологии

При общении реализуется социальное отношение людей друг к другу. Во время обмена информацией каждый человек укореняется в качестве полноправного члена общества. Понятие «общение» является сложной формой взаимодействия, поэтому, чтобы разобраться в его сути, необходимо изучить его составные части:

  • коммуникацию;
  • интеракцию;
  • социальную перцепцию.

На схеме видно, что каждая из частей отвечает за одну из сторон общения.

Стороны общения

Давая характеристику структуре общения, в психологии выделяют 3 взаимосвязанные стороны:

  • перцептивную;
  • интерактивную;
  • коммуникативную.

Каждая из них имеет свои особенности.

Коммуникативная сторона общения

Термин «коммуникация» возник от англ. communicate, что в переводе означает «передавать», «сообщать». Этот вид контакта направлен на обмен информацией, которая включает в себя:

  • чувства;
  • эмоции;
  • ценности;
  • мысли;
  • идеи.

Коммуникативный процесс, согласно исследователю Гарольду Лассуэллу, состоит из 5 элементов, которые помогают информации дойти до адресата:

  • коммуникатор – занимается передачей сообщения;
  • речевая информация или текст – что должен усвоить человек, которому предназначается послание;
  • канал – каким образом осуществляется обмен;
  • аудитория или получатель – адресат, к которому направлена информация;
  • эффективность – результат усвоения полученного сообщения.

Коммуникативная сторона во многом зависит от субъективной информативности личности, то есть от характеристики человека, его степени осведомленности о собеседнике и теме разговора.

Важно! Если уровень знаний человека будет низким, велика вероятность возникновения недопонимания.

Пример 1. Педагог рассказывает новый материал на уроке обществознания. Если он будет общаться с детьми на профессиональном языке, не упрощая научную терминологию, ни один ученик не сможет понять содержание информационного посыла.

Пример 2. Человек, который не знает этикета, будет не принят в обществе, где все стараются действовать по правилам. Некультурного человека просто не поймут.

Обмен информацией между людьми может происходить по 2-м каналам:

  1. Невербальному – с помощью жестов, мимики, знаков;
  2. Вербальному – с использованием речи.

Согласно мнению психолога Аллана Пиза, 60-70% всей информации передается при помощи краткого невербального контакта.

Перцептивная сторона общения

Перцепция, или перцептивная сторона общения в психологии – это такая форма взаимодействия людей, которая направлена не только на восприятие и понимание собеседника, но и на его принятие.

Дополнительная информация. Если 2 человека будут разделять убеждения, культуру и ценности друг друга, между ними могут развиться привязанность, дружба или влюбленность.

Перцептивное общение способствует «чтению» окружающих людей. Анализируя собеседника, можно «увидеть», что он о себе не рассказал. В случае неверного истолкования собственного восприятия может образоваться конфликт.

Социальная перцепция помогает:

  1. Понять себя. Социальное взаимодействие с обществом – это хорошее средство получения информации о собственной личности. Отождествление себя с собеседником способствует рассмотрению собственных скрытых желаний, потребностей и страхов.
  2. Развить эмоциональное взаимодействие, например, симпатию, дружбу, враждебность.
  3. Изучить партнера. Перцепция позволяет понимать этику других людей. При помощи нее можно найти нужных для жизни и работы индивидов.
  4. Организовать совместную деятельность с одним человеком или целой группой людей. Благодаря знанию ценностей, мотивов и установок партнера, с ним легче работать в команде.
  5. Развить взаимопонимание. Общение, основанное на общих взглядах и интересах, – залог хорошего настроения и плодотворного обмена информацией.

Благодаря перцепции, личность способна понять общество, в котором живет, а также выстроить отношения с людьми, используя полученные знания.

Интерактивная сторона общения

Основным направлением интерактивной стороны общения является выстраивание стратегии для последующей эффективной коммуникации.

Важно! Качественный обмен информации необходим людям для организации совместной деятельности.

Среди основных принципов построения интерактивного общения можно выделить следующие четыре варианта:

  • наличие общих мотивов и целей;
  • качественную передачу речевых и невербальных сообщений;
  • единое время и пространство для совместного труда;
  • присутствие координации действий.

Несмотря на то, что все требования одинаковы для всех лиц, задействованных в коммуникации, поведение участников может отличаться друг от друга. Чаще всего взаимодействие людей подразделяется на 2 основных вида:

  1. Кооперацию. Данный тип предполагает, что участники, имеющие одинаковые цели, координируют и соединяют свои силы для получения положительного результата, который устроит всех.
  2. Конкуренцию. При этом типе взаимодействия каждый участник заинтересован только в собственном успехе.

Помимо основных видов, в психологической литературе можно встретить другие стратегии поведения, например:

  1. Компромисс – временная договоренность о достижении целей партнеров, чтобы сохранить отношения и условное равенство.
  2. Альтруизм или уступчивость. Человек способен отказаться от достижения собственных целей в пользу желаний партнера.
  3. Избегание, которое выражается в игнорировании контакта и отказе от собственных целей, чтобы исключить выигрыш другого участника.

Все стороны общения, которые входят в структуру коммуникации, дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. Эффективный контакт возможен только при задействовании всех 3-х процессов.

Разделение структуры общения на уровни

Структурные компоненты общения подразделяются на уровни, каждый из которых позволяет анализировать особенности воздействия одного человека на другого, а также характер их коммуникации.

Уровни по А.Б. Добровичу

А.Б. Добрович подразделил структуру взаимодействия людей на 7 уровней:

  1. Примитивный. Для него характерно легкое и простое общение.
  2. Конвенциональный. Уровень, при котором партнеры способны выстроить общение на правилах, которые сами же установили.
  3. Манипулятивный. Для получения выгоды один из партнеров может использовать уловки и ухищрения.
  4. Стандартизированный. Во время общения на этом уровне партнеры стремятся утаить свои истинные мотивы, цели, желания и чувства.
  5. Игровой. Коммуникация выстраивается на симпатии к партнеру, желании произвести приятное впечатление на него.
  6. Деловой. Общение предполагает решение каких-либо важных вопросов, требующих умственной активности.
  7. Духовный. Для этого уровня характерно наличие взаимного интереса партнеров не только друг к другу, но и совместной деятельности. В ходе общего дела каждый участник получает моральное удовлетворение.

В 2 раза меньше уровней предложил выделить Б.Ф. Ломов:

  1. Макроуровень. Взаимоотношения человека с другими индивидами выстраиваются согласно общественным нормам, обычаям и традициям.
  2. Мезауровень. Коммуникация затрагивает только несколько содержательных тем. Общение на этом уровне может быть как многоразовым, так и одноразовым.
  3. Микроуровень. Взаимодействие выстраивается только на основании короткого контакта: рукопожатия, пантомического или мимического акта, вопроса-ответа.

Микроуровень в структуре общения является фундаментом, лежащим в основе всех остальных коммуникаций.

Общение людей может быть гармоничным и полноценным только при тесной взаимосвязи невербальных и вербальных сигналов с поведенческими действиями участников. Чем больше индивиды нацелены на качественный контакт, тем сильнее необходимо проявлять эти факторы.

Видео