Как раскрыть возможности своего мозга?

Тренировки для мозга: какие они бывают, и зачем они нужны. Советы специалиста

Человеческий мозг по-прежнему остается самой большой загадкой. Однако, благодаря стремительному развитию нейронаук, мы научились управлять его состоянием. Медитация и релаксация, развивающие и интеллектуальные упражнения, нейрофидбэк-тренинг — всё это методики, направленные на тренировку нашего мозга. Рассказываем, как это работает и зачем это нужно. В тонкостях данного вопроса нам помогла разобраться Ольга Чащина, врач-психотерапевт, к. м. н., специалист по нейротехнологиям X-Clinic.

Зарядка для мозга

Тренировки для мозга, подобно зарядке для тела, помогают нам оставаться молодыми и энергичными. При занятиях спортом формируется мышечная ткань, тело становится упругим и подтянутым, примерно тот же принцип соблюдается и при работе с головным мозгом: при регулярных упражнениях формируются новые нейронные связи, которые влияют на психологическую гибкость и способность адаптироваться к разным условиям. Причем, как и в ситуации с телом, систематичность — важное условие крепкого и устойчивого здоровья.

Тренировать сознание и головной мозг можно самыми различными способами, например, для улучшения концентрации внимания подойдут головоломки, видеоигры, различные тренажеры и скорочтение. Улучшить память и избавиться от стресса можно при помощи медитаций и практики осознанности. Есть и сочетающие в себе все это методики, основанные на новейших исследованиях в области нейрофизиологии, например, нейрофидбэк-тренинг.

Медитация

Есть множество различных техник медитации, но остановимся на самой, казалось бы, простой — посидеть в тишине с закрытыми глазами, сосредоточившись на дыхании. Даже такое на первый взгляд простое упражнение может вызвать массу препятствий. В первый раз будет крайне трудно просидеть даже минуту без назойливых мыслей, обуревающих сознание. Тем не менее, постепенно останавливая поток сознания и возвращаясь к дыханию, вы поможете своему мозгу перезагрузиться. Ежедневные практики помогают избавиться от тревожности, уменьшить воздействие стресса и научиться контролировать внимание.

Исследования доказывают, что те, кто практикуют медитацию каждый день, имеют более толстый слой серого вещества именно в тех зонах, которые отвечают за внимание и психологическую гибкость. Тренировка мозга при помощи медитации приводит к тому, что со временем нужно прикладывать все меньше усилий для фокусировки вашего внимания. А это значит, что со временем вам станет легче концентрироваться в обычной жизни, когда это необходимо — например, на важном совещании или сдаче экзамена.

Онлайн-тренажеры и игры

На смену кроссвордам и печатным судоку пришли онлайн-сервисы для развития и тренировки мозга. Можно выбрать любой: начиная от онлайн-головоломок до развивающих игр, которые анализируют ваше игровое поведение и адаптируются под ваши решения. Самые популярные — «Викиум», Uplift и «Битрейника». Для чего это нужно? Во-первых, выполнение упражнений может быть просто интересным. Во-вторых, это позволяет отвлечься от будничных стрессовых ситуаций с пользой для здоровья. С прагматической точки зрения такие упражнения способствуют улучшению когнитивных способностей, что со временем поможет вам быстрее решать жизненные и рабочие задачи, запоминать имена коллег и знакомых, а также не забывать про важные семейные даты.

Нейрофидбэк-тренинг

Одна из перспективных методик — нейрофидбэк-тренинг. Это процедура, позволяющая научиться контролировать активность собственного мозга. В ее основу заложен принцип биологической обратной связи. Во время нейрофидбэк-тренинга малые электрические сигналы головного мозга измеряются с помощью электродов, прикрепленных к коже головы, и с помощью программного обеспечения превращаются в звук и изображение. То есть компьютерная программа создает в режиме реального времени визуализацию биоэлектрической активности мозга.

Как это происходит

Врач дает инструкции — и если ритмы мозга свидетельствуют о переходе в нужное терапевтическое состояние, то программа на экране изменяет изображение, звуковое сопровождение и интенсивность вибрации тактильного датчика. Обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а компьютерная программа делает доступной информацию, в обычных условиях невоспринимаемую. При необходимости врач подключает дополнительные техники для управления эмоциональным состоянием, чтобы усилить эффект от нейрофидбэк-тренинга.

Получается, что можно влиять на ритмы мозга в интерактивном режиме, отслеживая, фиксируя свои ощущения. По мере продолжения тренировок и закрепления желаемого чувства расслабления приобретается навык переходить в необходимое терапевтическое состояние самостоятельно в любой момент времени.

Подписаться на новости

В соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006, отправляя любую форму на этом сайте, вы подтверждаете свое
согласие на обработку персональных данных.

Как раскрыть возможности своего мозга?

Границ для человеческих возможностей просто не существует. Но, вот как мы их используем и используем ли вообще, как раз зависит от работы нашего мозга. Большинство из нас, как доказали ученые, используют свой мозг всего лишь на 2-3%. К тому же, как показывают последние медицинские исследования, основанные на многочисленных десятилетних экспериментах и в которых принимали участие более 7000 добровольцев, наш мозг начинает стареть уже после 45 лет. Так что, нужно пытаться до этого времени использовать его по максимуму.

Причем, в ходе экспериментов, проявилась интересная тенденция, мужчины свой интеллектуальный потенциал теряют быстрее, чем женщины. По мнению ученых необходимо постоянно и максимально задействовать свой умственный потенциал. У любознательной личности, имеющей массу увлечений, значительнее повышаются возможности мозга, к тому же, открываются совершенно неизведанные ранее способности.

К тому же, наш мозг имеет немало врагов. Например, регулярное употребление алкоголя, провоцирует отмирание клеток гипофиза, что для работы мозга является просто убийственным. Постоянные стрессы и недосыпания также приводят к истощению нашего мозга. Ранее считалось, что наш мозг работает, как единое целое и утрачивает способности в результате нарушений его структуры. Но последние медицинские исследования показали, что некоторые фрагменты мозга берут на себя все функции поврежденных участков. Особенно удивил ученых и медиков тот факт, что каждое полушарие является своего рода «отдельной личностью» со своими воспоминаниями, эмоциями и знаниями. Поэтому порою у людей случаются случаи «раздвоения» сознания, а порою появляется чувство, что в нас живут два совершенно разных человека.

Интуиция

Так называемая интуиция – еще одна загадка, причем пока непостижимая, человеческого мозга, к тому же, не имеющая ничего общего с законами логики. Наше логическое мышление опирается, прежде всего, на анализе фактов, сборе информации, установлении причинно-следственных связей. Интуиция же зачастую предлагает нам уже готовый ответ, причем взявшийся из «ниоткуда». В народе бытует поверье, что самой верной является первая мысль. Люди, наделенные интуицией, быстро ориентируются в сложных ситуациях, принимают оперативно безошибочные решения и это уже доказано учеными.

За интуитивное мышление отвечает правое полушарие. Поэтому современное воспитание и система обучения направлены на развитие у нас левого полушария, отвечающего за рациональное мышление и логику. Именно в этом кроется немало тайн нашей бесконечной Вселенной. Ученые всячески пытаются раскрыть незадействованные возможности человеческого мозга с помощью правого полушария. В последнее время преподносится все чаще метод духовного познания, превышающего логику.

Влияние мыслей на события

Загадочным явлением до сих пор остается влияние наших мыслей на определенные события. От эмоциональной настроенности, как считают ученые, напрямую зависит, например операция, и последствия оперативного вмешательства, и успешность дальнейшего лечения. Иногда воплотить наши мысли в жизнь не позволяют несинхронность наших слов и желаний, что следует в себе развивать.

Предлагаем вашему вниманию 121 совет, помогающий улучшить память, быстрее думать, лучше постигать информацию, а в дальнейшем использовать весь потенциал своего мозга.

1.Займитесь разгадыванием головоломок и решением задач.

2. Следует развивать амбидекстрию — способность хорошо владеть левой и правой рукой. Попробуйте совершать определенные действия неосновной рукой. Научитесь писать одинаково умело обеими руками. Во время еды попеременно меняйте руки при использовании вилки и ложки.

3. Работайте с неопределенностью и двусмысленностью. Научитесь в полной мере наслаждаться оптическими иллюзиями и парадоксами.

4. Осваивайте интеллект-карты.

5. Пытайтесь блокировать одно или несколько ощущений, например, с закрытыми глазами принимать душ.

6. Развивайте вкусовые сравнительные ощущения. Учитесь чувствовать полноценно, смаковать пиво, вино, шоколад, сыр и др.

7. Выискивайте области пересечения определенных события и вещей, на первый взгляд совершенно не связанных между собой.

8. Научитесь печатать вслепую и пользоваться клавиатурой с различным расположением клавиш.

9. Придумайте другие способы применения для привычных предметов, например, проволоки или гвоздя.

10. Не придерживайтесь одного представления о конкретном событии или вещи, меняйте его на противоположное.

11. Совершенствуйте и изучайте техники, используемые в творчестве.

12. Очевидное не должно стать для вас догмой, ищите другие ответы на вопросы.

13. Всячески ломайте ваше представление об установленном порядке вещей.

14. Не унывайте, а наоборот резвитесь.

15. Вверх ногами переверните фотографии и картины.

16. Совершенствуйте и развивайте критическое мышление, отвергайте устоявшиеся заблуждения.

17. Решайте логические задачи, тем самым, совершенствуя логику.

18. Знакомьтесь с научными методами мышления.

19. Займитесь черчением или рисованием, для этого не обязательно быть художником.

20. Позитив в ваших мыслях – прежде всего.

21. Попробуйте себя в живописи, в скульптуре, в занятиях музыкой.

22. Развивайте ловкость рук, научитесь фокусам.

23. Отдавайте предпочтение продуктам, исключительно полезным для вашего мозга.

24. Научитесь недоедать, чем переедать. Лучше покинуть стол с легким чувством голода.

Читайте также  Как правильно реагировать на оскорбления и агрессию

25. Физические упражнения должны всегда быть в вашем ежедневном расписании.

26. Сидите исключительно с прямой спиной.

27. Чем больше вы будете пить воды, тем лучше для вас и работы вашего мозга.

28. Дышите глубоко.

29. Почаще смейтесь, смех продлевает жизнь.

30. Определенные хобби и увлечение помогут разнообразить вашу жизнь.

31. Хороший полноценный сон – прежде всего.

32. Обращайтесь к короткому сну.

33. Прослушивание хорошей музыки положительно скажется на вашем самочувствии.

34. Медлительности и лености объявите войну.

35. Не злоупотребляйте использованием техники.

36. Познавайте современные материалы, касательно функционирования мозга.

37. Смените свой гардероб. При возможности ходите босиком.

38. Пытайтесь найти компромисс с собой.

39. Не стоит все в жизни усложнять, будьте проще.

40. Шахматы и настольные игры благоприятно отражаются на работе мозга.

41. Игры для «ума» — кроссворды, головоломки и другие игры – должны быть постоянно в вашем досуге.

42. Непосредственность вам не повредит.

43. Играйте в видео игры.

44. Чувство юмора никому еще не помешало, развивайте его, например сочинением шуток.

45. Составьте для себя список 100 – основная направленность которого: принятие решений, обнаружение скрытых проблем, техника для генерации идей.

46. Применяйте к себе метод Квота Идей.

47. Составьте банк идей, приходящий вам в голову, а затем последовательно рассматривайте их.

48. Развивайте свои идеи. Через определенные интервалы времени возвращайтесь к отложенным на «потом» идеям.

49. Концентрируйте внимание на «оптическом наблюдении». Например, в течение дня фиксируйте предметы определенного цвета.

50. Приучите себя вести ежедневник.

51. Будет полезным изучение иностранных языков.

52. Не посещайте один и тот же ресторан – это скучно и неинтересно. Отдавайте предпочтение национальным.

53. Изучение компьютерного программирования станет весьма полезным для вас в современной действительности.

54. Попробуйте читать наоборот длинные слова.

55. Почаще меняйте местами интерьер в своей квартире. По возможности переезжайте куда-нибудь, смена обстановки всегда полезна.

56. Попробуйте писать поэзию или рассказы, заведите свой собственный блог.

57. Довольно интересно изучать язык символов.

58. Обратите свое внимание на музыкальные инструменты, научитесь играть на каком-либо из них.

59. Почаще бывайте в музеях.

60. Изучайте работу мозга, его возможности и способности.

61. Обучитесь технике быстрого чтения.

62. Придерживайтесь своего стиля обучения.

63. Попытайтесь научиться определять по дате – любой день недели.

64. Оценивайте по своим ощущениям какие-либо промежутки времени.

65. Выполните «приблизительный расчет», к примеру, такого эпизода, чего в действительности больше – нейронных связей в мозгу или же количества листьев в лесах Амазонки.

66. Будьте с математикой на «ты». Научитесь считать, как следует.

67. В мыслях выстраивайте Дворцы Памяти.

68. Для совершенствования памяти освойте систему образного мышления.

69. Секс должен присутствовать в вашей жизни обязательно.

70. Имена людей старайтесь запоминать с первой попытки. Практикуйте медитацию.

71. Практикуйте медитацию. Тренируйте одинаково как полное отсутствие мыслей, так и концентрацию внимания.

72. При просмотре фильмов должны быть разные жанры. Желательно

73. Желательно как можно меньше проводить возле телевизора.

74. Умению концентрироваться вы должны учиться с детства.

75. Тесный контакт с природой — поможет вам гармонично быть и с самим собой, и с природой.

76. Полезным будет решение математических задач.

77. Не спешите, спешка уместна при ловле блох.

78. При выполнении определенных видов деятельности измените привычную скорость выполнения.

79. Относитесь к выполнению дела или задачи со всей серьезностью и делайте его сразу, с первой попытки.

80. Развивайте и совершенствуйте любознательность.

81. Станьте на время актером и примерьте на себе чужое сознание. Войдите в роль чужого человека, подумайте, как-бы вы поступили?

82. Воспитывайте у себя созерцательное отношение к окружающему миру.

83. В вашем распорядке дня должно быть время для уединения и релаксации.

84. Будьте готовы учиться всю жизнь.

85. Не сидите дома, путешествуйте, это поможет вам ближе познакомиться с образом жизни других людей.

86. Знакомьтесь с биографиями гениев.

87. Окружайте себя исключительно надежными друзьями.

88. Ищите соперничества.

89. Окружайте себя людьми с другим мировоззрением.

90. Принимайте участие в мозговых штурмах.

91. Докапывайтесь до корней всех проблем.

92. Изменяйте методы планирования будущего: коллективное/индивидуальное, кратковременное/долговременное.

93. Записывайте цитаты известных и популярных людей.

94. Поменяйте способ общения: вместо письма используйте голосовую запись, бумагу предпочтите компьютеру.

95. Почаще читайте классиков.

96. Развивайте искусство чтения.

97. Делайте аннотацию прочитанных книг.

98. Доводите до совершенства свое самосознание.

99. Все проблемы оговаривайте вслух

100.Комментирйте свои ощущения подробно.

101.Применяйте метод Брайля.

102.Стимулируйте свои ощущения и мысли, например, купив одно из произведений искусств.

103.Приобретайте различные парфюмерные ароматы.

104.Не бойтесь смешивать ощущения. Как звучит запах розы? Сколько весит голубой цвет?

105. Не молчите – спорьте, если в этом есть необходимость. Отстаивайте свои доводы, но и выслушивайте оппонента.

106. Используйте метод тайм-боксинга.

107.Находите время для совершенствования мозга.

109. Создайте место, существующее исключительно в вашем воображении.

110.Небойтесь бросать вызов самому себе.

111.Развивайте у себя искусство визуализации, 5 минут в день на это будет достаточно.

112.Записывайте и классифицируйте сны.

113.Научитесь осознанным сновидениям.

114.Заведите блокнотик, где будете фиксировать интересные слова. Попробуйте создать свои — собственные.

115.Связывайте конкретные и абстрактные концепции, ищите метафоры.

116.Не позволяйте стрессам управлять вами.

117.Читайте наобум выбранные сайты. Выписывайте поразившие вас слова из журнала. Осваивайте способ случайного ввода информации.

118.Не ходите одной «проторенной» дорожкой. Меняйте постоянно улицы, по которым ходите, бегаете либо возвращаетесь домой.

119.Не топчитесь «на одном месте». Устанавливайте на ваш ПК различные операционные системы.

120. Пополняйте свой словарный запас.

121.Стремитесь к лучшему и большему, не останавливайтесь на достигнутых результатах.

Как видите, советов слишком много и именно вам решать, какие взять себе на заметку, а какие проигнорировать. Но, все они, однозначно, направлены исключительно на раскрытие возможностей вашего мозга.

Тайны мышления: можно ли натренировать мозг и стать гением

Человеческий мозг — сложнейший и совершенный механизм. Оказывается, у каждого из нас в голове самая настоящая электростанция. Энергия мозга в 100 тысяч раз больше энергии Солнца из расчета плотности на килограмм массы. Ученые подсчитали: если одновременно разрядить все 10 млрд нейронов мозга, возникнет напряжение более 5 млн вольт. Мозг умеет создавать иллюзии, он обманывает зрение, мир на самом деле не такой, каким кажется. Как использовать весь потенциал мозга? Можно ли стать сверхчеловеком или гением? И как тренировать интеллект? Об этом рассказали эксперты программы «Как устроен мир» с Тимофеем Баженовым на РЕН ТВ.

Тайны мозга

13 июля 1978 года исследователь из института физики высоких энергий Советского Союза Анатолий Бугорский во время ремонта синхрофазотрона случайно оказался на пути главного протонного луча ускорителя. Протоны прошили насквозь левое полушарие его мозга, вызвав настоящий взрыв, вспышку, что была ярче солнца.

На коже осталась обожженная дорожка от прохождения протонного пучка и глубокие шрамы навсегда. На что тут можно было надеяться? Но Бугорский не просто выжил, произошло настоящее чудо. Он полностью сохранил интеллект. Правда, после несчастного случая левую сторону лица бедолаги-ученого парализовало, как после инсульта, зато правая сторона не только прекратила стареть, но даже помолодела. Летящий пучок протонов разрушил все нервы на своем пути.

Мозг — это 70% воды и 15% жира, остальное — соль и белки. Мозг самый жирный орган в нашем теле. Жира в мозге почти килограмм. Если бы мозг состоял только из воды, нас просто убило бы собственным током, ведь нейроны мозга находятся под постоянным напряжением — порядка 70 милливольт каждый. Энергия мысли переносится нервными клетками, или нейронами. Электричества, что генерирует все нейроны мозга человека, может хватить для зарядки мобильного телефона.

Почему мозг поделен на две половины?

«Все есть число», — объявил когда-то Пифагор. Британские специалисты из Имперского колледжа Лондона определили, что мозг считает и складывает числа. Правое полушарие обрабатывает маленькие числа, а левое занимается большими.

Мозг человека не зря поделен на две половины. Правое полушарие отвечает за левую часть тела, а левая, наоборот, за правую. Мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек это решение осознает. Но есть феноменальные отклонения от нормы, например, фотографическая память — способность запоминать тонны информации, не осмысливая ее. Или вычислять, как одна индианка, сложные задачи буквально за секунды. Таких людей называют гениями.

Мозг не чувствует боли, поэтому при операции на мозге обезболивающие не принимают. Однако сама голова чувствует боль, и чтобы от нее избавиться, необходимо дать приказ себе не ощущать дискомфорт, а получать удовольствие. Например, если человек боится ожогов от крапивы, они получаются обширными, и образуются пузыри, а если он поборолся с этим чувством, следов практически не будет.

Как стать гением?

Мозг каждого человека при рождении получает одинаковое количество нейронов — примерно 86 миллиардов. Выходит, все люди рождаются с одинаковыми возможностями. Почему тогда одни умнее других? Оказывается, любой мозг очень любит учиться. Каждый раз, когда мозг узнает что-то новое, возникает новая нейронная связь. Чем больше мы узнаем о том, как мир устроен, тем больше синапсов образуется.

Читайте также  Психология алкоголика особенности психики зависимого

Большинство людей в мире обладают мозгом, масса которого в среднем составляет 1-1,2 кг. Самыми маленькими мозгами наделены коренные жители Австралии, самый тяжелый мозг весил 2,85 кг. Человек, который носил в голове такие мозги, по логике, должен был хвастаться невероятными умственными способностями, но в действительности он страдал от крайней формы олигофрении.

Размер не имеет значение

Известный французский писатель Анатоль Франс имел мозг чуть больше килограмма. Гениальный русский писатель Иван Тургенев весом мозга превзошел всех писателей в мире, его мозг был массой 2 килограмма 12 граммов. Как видите, любой размер мозга большому уму не помеха.

Доказано, все ноу-хау приходят в голову только умам подготовленным. Таблица Менделеева не приснилась просто так. Великий ученый долго работал над этим открытием. Мозг Дмитрия Ивановича продолжал все время мыслить. Просто однажды там щелкнуло. По легенде, это произошло во сне и, скорее всего, под утро. В это время в передней доле мозга наблюдается самая высокая активность.

«Если человек больше думает, у него будет усиление в передних долях, и зависит это от вида деятельности. Ум и мозг — две разные темы, две разные программы», — отметила писатель, эзотерик Елена Воронова.

Лакмусовая бумажка интеллекта

Есть научное предположение, что устройство Вселенной напоминает систему нейронов в головном мозге. Материи разных галактик в ней взаимодействуют между собой, развиваясь и разрастаясь. Исследователи уверены, что сходство не случайно, и считают, что системы головного мозга и грандиозная Вселенная развиваются по единым природным законам.

Чувство юмора — один из показателей интеллекта. Стивен Хокинг был одним из самых известных ученых наших дней, его фильмы о космосе завораживают. Самые сложные теории Стивен объяснял просто и легко. Чувство юмора никогда не покидало его. Оставаясь в инвалидном кресле, он шутил, что паралич помогает ему думать, и что болезнь сковала тело, но освободила мозг.

«Стивен Хокинг всегда ездил на инвалидной коляске и молчал, а мозг все это время работал. Он вместо него говорил, что выяснили исследователи из записей специальных аппаратов», — отметил президент ассоциации независимых аналитиков Виктор Мелентьев.

Раскрывая все тайны мозга, не стоит считать его основным предназначением только запоминание информации. Конечно, мозг выполняет эту функцию, но возможности его гораздо шире, чем просто способность положить информацию на полочку. Мозг является совершенным генератором.

Почему раненый палец болит сразу? Это связано с чрезвычайно быстрым движением нервных импульсов от мозга к частям тела. Скорость их примерно 273 километра в час, как у «Формулы-1».

Как развить интеллектуальные способности?

Можно ли увидеть сознание другого человека? Оказывается, это возможно. Сиамские близнецы Хоган соединены головами, у них один мозг на двоих, поэтому сестры могут читать мысли друг друга. Если одной девочке закрыть глаза, а перед второй поставить предмет, то сестра, у которой закрыты глаза, сможет точно его описать.

Чем человек больше развивает свой мозг, тем меньше вероятность получить заболевание. Любая активность стимулирует появление новой ткани. Можно ли натренировать мозг, чтобы он работал до старости?

Емкость мозга в электронных терминах составляет около 1 тысячи терабайт, это делает человеческую память впечатляюще вместительной. Между тем, мозг забирает из организма около 20% всей энергии. Это очень много, и поэтому поработать мозгами — не просто фигура речи, а действительно большой труд.

«Это те клетки, которые являются энергетическим ресурсом. Это наш ядерный реактор, термоядерный реактор нашего мозга, который заставляет все будоражиться и возбуждаться», — отметил нейрофизиолог, психиатр Сергей Владиславов.

Микеланджело изобразил творца на фреске сотворения Адама как источник разума буквально — в виде мозга.

«Человеческое тело и мозг — это одна большая серьезная программа. Ни то, ни другое не может существовать друг без друга. Совершенствование мозга бесполезно, если не совершенствовать навыки и возможности, нужно улучшать профессиональную основу своей жизни. Чем мощнее мы будем участвовать в жизни тела, тем лучше будет работать наш мозг», — сказала Елена Воронова.

Повелитель человека

Мозг встраивает нас в окружающий мир, а мы об этом лишь догадываемся. Вспомните детство — выходишь из комнаты, и все игрушки оживают. Или необъяснимый страх темноты — никогда не знаешь, что происходит там, где ничего не видно. Мозг шутит над нами, обманывает, доказывает свое превосходство и как бы подчеркивает, что он существует отдельно от человека.

Мозг каждого человека создает свою авторскую версию окружающего. Увидим ли мы когда-нибудь мир настоящим? И готов ли мозг его принять? Он контролирует всю нашу жизнь и любит учиться. Разгадать все его возможности не в силах ни один современный ученый, именно поэтому вокруг него такое большое количество мифов и гипотез.

Еще больше о том, как устроен этот мир, самые интересные факты и истории смотрите в выпуске программы «Как устроен мир» с Тимофеем Баженовым.

Как раскрыть возможности своего мозга?

С развитием новых методов в нейрофизиологии скрытые возможности мозга человека становятся объектом научных исследований. В.М. Бехтерев [1], Н.П. Бехтерева [2], Н.И. Кобозев [3] и многие другие в своих исследованиях доказали, что физиологический мозг не способен полностью обеспечивать сознательные и тем более бессознательные функции из-за низкой скорости передачи электрических импульсов в межнейрональных синапсах. Известно, что в синапсах импульсы задерживаются на 0,2–0,5 миллисекунд, тогда как человеческая мысль возникает гораздо быстрее.

На данном этапе развития нейрофизиологии мы хорошо представляем, как работает одна нервная клетка. Основываясь на данных научных исследований академика П.К. Анохина, в возникновении временной связи при образовании условных рефлексов лежит сенсорно-биологическая конвергенция импульсов на каждой клетке коры. Метод ПЭТ дает возможность проследить, какие области функционируют при выполнении тех или иных психических функций, но все же недостаточно известным остается то, что происходит внутри этих областей, в какой последовательности и какие сигналы посылают друг другу нервные клетки и как они взаимодействуют между собой. На карте мозга, определены области, отвечающие за те или иные психические функции. Но между клеткой и областью мозга находится еще один, очень важный уровень – совокупность нервных клеток, так называемый ансамбль нейронов, функции которых представляют большой научный интерес.

В своей работе «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченов [4] впервые утверждал, что в основе психических процессов лежит рефлекторный принцип деятельности. Он приводил утвердительные доказательства рефлекторной природы психической деятельности, то есть все переживания, мысли, чувства, возникают в результате воздействия на организм какого-либо физиологического раздражителя. И.П. Павлов создал свою теорию условных рефлексов, согласно которой горизонтальная корковая временная связь при образовании условных рефлексов основывается на свойствах нервных центров – иррадиации, доминантного возбуждения центров безусловных раздражителей и проторении пути. Много исследований было проведено В.М. Бехтеревым, который занимался строением мозга, связывал с ним его функции. Им предложен метод, позволяющий досконально изучить пути нервных волокон и клеток, по которым создан «атлас головного мозга». Настоящий прорыв в изучении мозга происходит тогда, когда удается войти в прямой контакт с клеткой мозга. Метод представляет собой непосредственное вживление в мозг электродов в диагностических и лечебных целях. Электроды вживляются в различные отделы мозга, при раздражении которых происходит повышение его активности, что позволяет детально изучить процессы, происходящие в нем.

Предполагалось, что мозг поделен на четко разграниченные участки, каждый из которых «отвечает» за свою определенную функцию. Например, это зона, отвечающая за сгибание мизинца, а это зона, ответственная за любовь. Эти выводы основывались на простых наблюдениях: если данный участок повреждался, то и соответственно функция его нарушалась.

В настоящее время становится ясным, что все не так просто: нейроны внутри разных зон взаимодействуют между собой весьма сложным путем, и нельзя осуществлять везде четкую «привязку» функции к области мозга в том, что касается обеспечения высших функций, то есть можно лишь сказать, что данная область имеет отношение к памяти, речи, эмоциям. Пока трудно объяснить, что этот нейронный ансамбль не кусочек мозга, а широко раскинутая сеть и только он отвечает за восприятие букв, а другой ансамбль – за восприятие слов и предложений. Сложная работа мозга по обеспечению высших видов психической деятельности похожа на вспышку салюта: мы видим сначала множество огней, а потом они начинают гаснуть и снова загораются, перемигиваясь между собою, какие-то кусочки остаются темными, другие вспыхивают. Таким же образом и сигнал возбуждения посылается в определенную область мозга, но деятельность нервных клеток внутри нее подчиняется своим особым ритмам, своей иерархии. Благодаря этим особенностям разрушение одних нервных клеток может оказаться невосполнимой потерей для мозга, а другие вполне могут заменить соседние «переучившиеся» нейроны, то есть проявляется свойство нервных центров – пластичность. К выполнению своей работы ряд нейронов готов с самого рождения, а есть нейроны, которые можно «воспитать» в процессе развития, поэтому можно попытаться заставить их взять на себя работу утраченных клеток.

Читайте также  Как понять женскую психологию

Нейроны подкорковых глубоких структур мозга решают задачу всем миром, сообща. Тогда как нейроны коры, которые эту проблему решают самостоятельно, в действительности повышают ее активность, а частота импульсаций нейронов глубинных структур понижается. Высшие функции мозга обеспечиваются расшифровкой нервного кода, то есть пониманием того, как отдельные нейроны объединяются в структуры, а структура – в систему и в целостный мозг [5].

По мнению ученых, вокруг головного мозга было выявлено высокочастотное поле, отличающееся от общего биополя человека. Оно получило свое название – психополе. Психополе обеспечивает нормальное высокоскоростное протекание всех нейрофизиологических процессов. Определено, что это психополе настолько высокоэнергетично, что нуждается в особых носителях, которыми являются кристаллы эпифиза. Они дают возможность держать в белковом теле огромный энергоинформационный объем без денатурации белка.

В 60-х годах 20-го столетия профессор МГУ Н.И. Кобозев [3], исследуя феномен сознания, пришел к выводу, что материальная физиология мозга сама по себе не обеспечивает мышления и другие психические функции. Это возможно за счет внешних источников сверхлегких частиц-психонов, которые являются энергетической основой мыслительных и эмоциональных импульсов. В исследованиях был определен органоид, способный улавливать потоки психонов. Было установлено, что кристаллики эпифиза являются носителями голограмм, которые определяют пространственно-временное развертывание всех психогенетических программ, заложенных при рождении. Огромное количество информации о различных позитивных и негативных программах жизни человека хранится в кристалликах эпифиза. Силы психического и духовного воздействия на кристаллики эпифиза определяют, как и какие программы будут реализованы человеком в течение жизни. У многих людей этот процесс протекает неосознанно, и они не могут полностью реализовать свой энергоинформационный потенциал. И по этой причине даже гениальные люди реализуют свои задатки всего лишь на 5–7 процентов.

В критической ситуации, когда проблему надо решать немедленно, начинается активная выработка психической энергии огромной силы. И тогда совершается спонтанный неуправляемый психоэнергетический процесс воздействия на кристаллики эпифиза и в них активируется программа выхода из кризисной ситуации. Только выработка мощных высокодуховных энергий кратковременна, и когда кризис разрешается, забывается величайшие мгновения психоэнергетического напряжения. И не многие могут осознанно управлять психической энергией и решать с ее помощью различные проблемы [6].

Современная нейрофизиологическая наука уделяет особое внимание изучению психоэнергетических процессов в головном мозге. Есть множество институтов и лабораторий, разрабатывающих теоретические проблемы данного направления, разработки которых позволяют практической психологии [7] заниматься проблемами активации резервов психики человека, опираясь не только на эмпирический опыт, но и на научные данные. Сложные нестандартные проблемы могут быть эффективно решены только при активации программ развития, в пробуждении скрытых резервов психики. Данный подход дает возможность проявить весь потенциал личности и предоставить эффективные способы его реализации.

В возрасте 40–70 лет мозг имеет свои особенности. Интеллектуальная «мощь» при здоровом образе жизни не падает с возрастом, а только возрастает. Максимальное проявление когнитивных функций находится в интервале 40–60 лет. С 50 лет человек при решении проблем использует одновременно не одно полушарие, как у молодых, а оба (мозговая амбидекстрия). Считается, что в среднем возрасте человек становится более устойчив к стрессам и может более эффективно работать в условиях сильной эмоциональной нагрузки. Нейроны головного мозга не отмирают как полагали до 30 %, а могут пропадать связи между ними в том случае, если человек не занимается серьезным умственным трудом. Количество миелина (белое вещество мозга) с возрастом в головном мозге возрастает, и достигает максимума после 60 лет, при этом значительно возрастает интуиция.

Мозг в 40–70 лет принято рассматривать не как зрелый, целостный и готовый к работе, а как находящийся на спаде и не вполне справляющийся со своими функциями. Ряд российских ученых-психологов пришел к такому же выводу: с возрастом мозг человека начинает работать эффективнее, чем в молодости.

Как раскрыть возможности своего мозга?

Это социальный сервис, который поможет пациентам получить комплексную информацию об их проблеме и способах решения, а также дать возможность обмена обытом с другими пациентами

Для того, чтобы использовать возможности вашего мозга на все 100% — придерживайтесь следующих советов.

1. Занимайтесь спортом.

Считается, что при больших физических нагрузках у человека лучше развивается мозг. Ученые из Института биологических исследований Salk, штат Калифорния, выяснили, что у мышей, бегающих во вращающемся колесе, вдвое больше клеток в той области мозга, которая отвечает за изучение и память.

2. Тренируйте мышление.

Важны не только физические упражнения. Ты можешь развивать различные области своего мозга, заставляя их работать.

3. Спросите «Почему?»

Наш мозг предрасположен к любопытству. Позвольте и себе быть любопытным. Лучший способ развивать любопытство — все время задавать вопрос «Почему?». Пусть это будет новой привычкой (по крайней мере 10 раз в день).

4. Больше смейтесь.

Ученые говорят, что смех полезен для нашего здоровья. В течение этого процесса вырабатываются эндорфины, и это помогает нам снять напряжение. Таким образом, смех может заряжать наш мозг.

5. Ешьте рыбу.

Масло, найденное в грецких орехах и рыбе, долго считалось полезным только для сердца. Но недавнее исследование установило, что оно полезно и для мозга. Происходит не только улучшение системы циркуляции воздуха, которая поставляет кислород к голове, но и улучшается функция мембран клеток.

6. Развивайте память.

Мозг — это машина памяти. Возьмите старый фотоальбом или школьный дневник. Проведите время со своими воспоминаниями. Позвольте разуму размышлять, вспоминать. Позитивные эмоции от воспоминаний помогут вам справиться с проблемами.

7. Питайтесь правильно.

Могут ли вредные жиры сделать человека глупым? На этот вопрос ответили исследователи Университета Торонто. Они посадили крыс на диету, уменьшив количество потребления жиров, вследствие чего у грызунов ухудшилось функционирование частей мозга, отвечающих за память и пространственное восприятие.

8. Разгадайте загадку.

Некоторые из нас любят мозаики, некоторые кроссворды, а кто–то логические загадки. Все это очень хороший способ активизировать ваш мозг и поддерживать его активность. Разгадайте загадку ради забавы, но, делая это, знайте: вы тренируете свой мозг.

9. Эффект Моцарта.

Десятилетие назад психолог Франциск Рошер и его коллеги сделали открытие. Оказывается, прослушивание музыкальных произведений Моцарта улучшает математическое мышление людей. Даже крысы преодолевали лабиринты быстрее и более точно после прослушивания Моцарта, чем после шума или музыки композитора-минималиста Филиппа Гласа.

10. Улучшайте навыки.

Обычные занятия, такие как шитье, чтение, рисование и разгадывание кроссвордов, важны. Заставляйте себя выполнять все это по-новому, чтобы улучшить свои навыки.

11. Сократите количество алкоголя.

Исследование, в котором приняли участие 3 500 японских мужчин, установило, что у тех, кто употребляет небольшое количество алкоголя, лучше развита функция познавания, чем у тех, кто не пьет вообще. Но, к сожалению, как только вы выпиваете больше, чем положено, ваша память сразу ухудшается.

12. Играйте.

Если у вас есть свободное время, поиграйте. Выделите время на игры. Играйте в карты, в видеоигры, в настольные игры. Не имеет значение, во что вы играете. Игра улучшит ваше настроение и работу мозга. Это научит ваш мозг думать стратегически.

13. Спите с ручкой и бумагой.

Просмотр ключевой информации перед сном улучшит ее запоминание на 20-30%. Вы можете держать около кровати какую-нибудь книжку для чтения перед сном, если она не будет сильно утомлять вас. И обязательно держите ручку с блокнотом рядом с кроватью.

14. Концентрация.

Концентрация может улучшить работу мозга. Но «воры концентрации» не всегда заметны. Учитесь замечать, когда вы отвлечены. Если вы должны были, к примеру, позвонить, то эта мысль может мешать все утро, подрывая вашу ясность в мыслях.

15. Любовь для мозга.

В серии исследований доктора Катлера и его коллегами в университете Пенсильвании и позднее в Стенфордском университете было обнаружено, что регулярный сексуальный контакт оказывал благоприятное воздействие на женщин.

16. Играйте со страстью.

Когда в жизнь людей входит изучение и творчество, они отдают своей работе на 127% больше. Восхищайтесь сами и восхищайте мир. Вспомните, что вы любили делать, когда были ребенком, и делайте это будучи взрослым.

17. Изучайте что-нибудь новое.

Это может показаться очевидным. Наверняка у вас есть тема, которая вам наиболее интересна. Неважно, работа это или досуг. Если вы не имеете такой темы, то попробуйте каждый день узнавать значение какого-нибудь нового слова.

18. Пишите.

Вести личный дневник очень полезно, в первую очередь для вас. Это очень хорошая стимуляция мозга. Ведение записей позволяет расширить возможности вашего мозга. Найдите способы писать, чтобы вас смогли читать остальные.

19. Ароматерапия для активации мозга.

Ароматы можно использовать для поднятия тонуса или расслабления. «Энергетики» включают в себя мяту, кипарис и лимон. Для расслабления вам понадобится герань и роза. Несколько капель масел в вашей ванне или распылителе будут достаточны.

20. Окружите себя вдохновителями.

Общайтесь с вдохновляющими вас людьми. Читайте журналы на различные темы. Открывайте новые возможности. Находите новое решение проблем. Независимо от того, сколько вам лет и чем вы занимаетесь, вашему мозгу просто необходима нагрузка.